великие художники


«Вася – русский сувенир»: юродивый гений или самородок-сумасшедший?

Василия Яковлевича Ситникова вся дипломатическая и богемная Москва 60-х и 70-х, а также фарцовщики, осведомители КГБ, завсегдатаи Сандуновских бань и торговцы иконами, называли «Вася – Русский сувенир».

Василий Яковлевич Ситников в мастерской

Картины этого официально душевнобольного человека без паспорта, который не оставил после себя ни одной монографии и не дождался ни одной персональной выставки, сегодня хранятся в собрании Музея современного искусства в Нью-Йорке и в частных коллекциях.


«Ночной дозор»: Почему после написания этой картины жизнь Рембрандта пошла «под откос»

«Ночной дозор» называют одной из величайших картин периода голландского барокко. А для Рембрандта ее написание стало переломным моментом в жизни.

После «Ночного дозора» востребованный и уважаемый художник практически перестал получать дорогие заказы и закончил свои дни в ужасной бедности.

В 1642 году в Амстердам должна была прибыть королева Франции Мария Медичи. В честь этого события мушкетеры Стрелкового общества заказали групповые портреты ведущим художникам. Один из заказов достался Рембрандту. Каждый из 16 стрелков заплатил по 100 гульденов (немалые деньги по тем меркам) художнику.


Сергей Судейкин. Театр прекрасной эпохи

Сергею Юрьевичу Судейкину не повезло. За пределами узкого круга искусствоведов его творчество малоизвестно. В дорогих подарочных изданиях Третьяковки репродукции его работ часто отсутствуют. На прилавках книжных магазинов вы не встретите монографии о Судейкине, а поисковая система сайта Русского музея отошлет вас в нижнетагильский музей, хотя это один из самых талантливых русских художников первой трети XX века.

Возможно, секрет здесь кроется как раз в этом «один из?»: уж очень богатое яркими мастерами было время. Еще дарят миру бриллианты живописи и графики Серов и Врубель, в возрасте акме творят Бенуа и Бакст, в Париже гремят Дягилевские сезоны, а московские фабриканты Морозов и Щукин, заставляя французов недоумевать, покупают авангард. В этот период новые течения в искусстве и персоналии появляются будто из рога изобилия. Сергей Судейкин оказался современником Кузнецова, Машкова, Куприна, Гончаровой, Ларионова, Петрова-Водкина.

Творчество Судейкина обычно определяют как близкое символизму. Художник участвовал в выставке «Голубая роза», которая подарила название объединению молодых художников, отказавшихся от фотографической манеры в живописи. Они заново переосмыслили реальность, увидели ее как кажущуюся. Произведения Кузнецова, Сапунова, Судейкина и других являют собой вторую волну русского символизма, вслед за Врубелем и Борисовым-Мусатовым. Напомним, прошлой весной в Третьяковке проходила масштабная выставка, посвященная «Голубой розе». Но если искусство Павла Кузнецова по своей колористической рафинированности и утонченной недосказанности перекликается с Борисовым-Мусатовым, мирискусниками (Бенуа, Бакст, Сомов), то в работах Сапунова и Судейкина, дружившего с представителями «Мира искусства», возникает вселенная иных ощущений.


Ах, Антониони, Антониони

Гениального итальянского режиссёра Микеланджело Антониони у нас знают даже те, кто не видел ни одного его фильма. «Ах, Антониони, Антониони… Эти намёки, полунамёки… И правильно, сколько можно сразу в лоб», - знаменитый монолог Аркадия Райкина удивительно точно передал самую суть творчества умершего вчера вечером мастера.

Антониони скончался на 95-ом году жизни в Риме и похоронен в родном городке Феррара, где он и родился в 1912 году. Предельно и ужасно символично, что в лучший мир итальянский гений отправился в день смерти гения шведского – Ингмара Бергмана.

Антониони и Бергман – это последние из могикан эпохи «великого авторского кино». Каждый из них создал свой неповторимый мир. И каждый хотел своими средствами донести до человечества мысль о бессмысленности и тщете всего земного, о страдании и одиночестве как константе человеческого бытия.